Гигиеническая оценка окружающей среды при работах с насыпными грузами в портах (работа) часть 3

11.07.2018

Было показано, что технологические процессы перегрузки опасных насыпных грузов, которые проводились при различных направлениях (Вост., П. -Сх., С. -З., З.) и скоростях (3,0-6,0 и 2,0-8,0 м / с) ветра, не превышали нормативных значений и не вызывали негативного влияния на качество атмосферного воздуха селитебной зоны.

Результаты исследования не выявили выраженного влияния компонентов железорудного концентрата, марганцевой руды и ферросиликомарганца на качественный состав микрофлоры, что, возможно, связано с особенностями физико-химического состава груза и условиям технологического процесса. Также не было выявлено влияния изменения технологии их перегрузки на содержание взвешенных частиц (1,10,1 мг / дм3) в морской среде.

Поворотную видеокамеру купить

Изучение процессов самоочищения морской воды в зависимости от уровня его загрязнения компонентами химических грузов проводилось нами в экспериментальных условиях. В сериях, представляемых при температуре +22? С (летний режим) и минимальной концентрации KCl 2,1 г / дм3, в течение первой недели опыта рост в контроле и в эпидемически значимых разведениях (10-7 / мл, 10-9 / мл) отмечался только при первом посеве. Не наблюдалось рост микроорганизмов после посева в контроле через 24 часа в разведении 10-9 / мл, а через 48 часов — отсутствующий рост E. coli O55 в разведении 10-9 / мл. На четвертой неделе эксперимента во всех разведениях рост микрофлоры не было зарегистрировано, кроме роста E. coli при максимальном разведении в сериях с различными концентрациями суперфосфата и с максимальной концентрацией KCl (21,0 г / дм3). На пятой неделе эксперимента сохранялся умеренный рост E. coli и V. alginolyticus в разведении 10-5 / мл при максимальной (6,04 г / дм3) и минимальной (0,604 г / дм3) концентрации суперфосфата и максимальной концентрации KCl. При идентификации штаммов E. coli и V. alginolyticus изменений в культуральных, биохимических и серологических свойствах и чувствительности к антибиотикам не было обнаружено. Установлено, что с ростом концентрации суперфосфата до 6,04 г / дм3 выживания тестовых культур микроорганизмов пролонгувалося до 33-35 дней. Наиболее длительным было выживание культуры E. coli O55 (до 35 дней), тогда как V. alginolyticus — до 29-30 дней, что, по нашему мнению, связано с различными культуральным свойствам тестовых микроорганизмов.

Наиболее длительным был рост культур в присутствии максимальных концентраций обоих загрязнителей (рис. 2), причем количество колоний E. coli О55 была выше, чем для V. alginolyticus, что, возможно, обусловлено культуральным особенностями галофильные аутохтонных микрофлоры.

Рис. 2. Динамика выживания музейных штаммов E. coli и V. alginolyticus при максимальных концентрациях КСИ и суперфосфата (температура воды 22еС)

В сериях, которые экспонировались при температуре воды +4 º С (зимний период), наблюдался рост E. coli только в разведении 10-5. Независимо от концентрации суперфосфата и КСИ на 3 сутки эксперимента рост V. alginolyticus во всех разведениях не регистрировался. Рост E. coli в разведении 10-5 НЕ отмечался уже к концу второй недели. При идентификации штаммов культур, которые использовались в эксперименте, не было выявлено изменений их свойств. Таким образом, при низких температурах воды, независимо от химического состава загрязнителей (минеральные удобрения) и его концентрации, создаются неблагоприятные условия для длительного выживания условно-патогенной микрофлоры.

Нами изучались условия труда работников порта, в частности, докеров-механизаторов, занятых на переработке насыпных грузов, и их влияние на состояние здоровья работающих. Проведенные исследования показали, что в докеров, которые перерабатывали грузы серы и руд, вспомогательные операции (в т. ч. уборка причала), как источника загрязнения воздуха рабочей зоны, на универсальных ППК занимали 32,3% (29,5%) времени в сравнению со специализированными ППК — 15,4% (9,2%).

По результатам измерения на рабочих местах докеров-механизаторов при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, эквивалентных уровней шума и вибрации, условия их труда следует отнести к категории вредных класса 3.2, по уровням освещенности — к классу 3.1, по показателям загазованности и запыленности — до 3.3 и 3.4, в отдельных случаях — до 4.0 (опасном для здоровья) в соответствии с гигиенической классификации труда по ДН 3.3.5-6.6.1-2000.

Анализ структуры заболеваемости докеров-механизаторов в портах Ильичевск, Одесса, Мариуполь обнаружил доминирование заболеваний трех основных групп: органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и травм различного характера. Частота заболеваний органов дыхания в докеров, работавших с опасными насыпными грузами, была в 1,6 раза выше (рис. 3), чем в докеров, занятых на переработке контейнерных грузов, где нет открытого источника пылеобразования и загрязнения воздуха рабочей зоны (рис. 4).



Рис. 3. Структура заболеваемости докеров-механизаторов, занятых на ППК по переработке опасных насыпных грузов

Рис. 4. Структура заболеваемости докеров, работающих с контейнерными грузами

Исследование структуры заболеваемости сотрудников управления порта и рабочих судоремонтного завода обнаружили преимущество заболеваний сердечно-сосудистой системы (25-27% ), что в 2,5-2,7 раза больше, чем в докеров; патология опорно-двигательного аппарата отмечалась в 2,5 раза, а травмы — в 5,3 раза меньше, чем в докеров. Полученные результаты указывают на необходимость создания программ медицинского контроля за состоянием здоровья докеров-механизаторов с использованием функциональных тестов и инструментальных методов для ранней диагностики нарушений органов дыхательной системы.

Наибольшее количество случаев с временной потерей трудоспособности (ЗТВП) (в среднем 1 600) отмечалась для работников терминала №1, тогда как самый низкий показатель регистрировался среди работников управления порта (в среднем 850). Среднее количество случаев ЗТВП составляла для докеров и рабочих портового ремонтного комплекса от 119 до 153,3 на 1000 работающих, тогда как в среднем число случаев ЗТВП по порту Ильичевск составляло 92,2. Было показано, что в результате внедрения закрытых технологических схем перегрузки, надлежащего соблюдения нормативного регламента погрузочно-разгрузочных работ с применением средств индивидуальной защиты, заболеваемость на 3-м терминале уменьшилась в течение периода наблюдения на 6,2 случая на 100 работающих.

Результаты опроса выявили, что по мнению большинства докеров (48,2% основной группы; 83,8-78,8% контрольной), состояние их здоровья зависел от неблагоприятных условий труда. При оценке условий труда на погрузочно-разгрузочных комплексах 17,0% докеров основной группы и 38,7% докеров контрольной считали их «плохими» и только 6,1% всех респондентов — «хорошими» (рис. 5).

Рис. 5. Оценка условий труда докерами, работающих с генеральными и опасными грузами

Среди производственных вредностей респонденты отмечали химические загрязнения (50,0-75,7%), неблагоприятный микроклимат (55,0-65,0%), тяжесть и напряженность трудового процесса (41,0-68,5%).

Среди докеров-механизаторов, связанных с опасными грузами, наблюдалась выраженная тенденция к снижению функциональных резервов организма: предельная артериальная гипертензия была обнаружена в 55,5%, что в 3,4 раза больше, вегетативная дисфункция ( 28,7%) — в 3,5 раза больше, симптомы вертеброгенных заболеваний (61,3%) — в 1,3 раза больше по сравнению с контролем. В основной группе низкую самооценку собственного здоровья выразили 83,3%, что в 1,3 раза больше, чем в контрольной.

На основании проведенных исследований нами был впервые предложен и апробирован новый порядок медицинского контроля за состоянием здоровья докеров-механизаторов, контактирующих с опасными насыпными грузами, в котором предусмотрено увеличение кратности медицинских осмотров до 2 раз в год с проведением функциональных проб (ЭКГ с нагрузкой, спирометрия, пневмотахометрия) и биохимических тестов (АЛТ, АСТ, билирубин, щелочная фосфатаза, тест на толерантность к глюкозе, протеинограма). Как видно из рис. 6, количество случаев ЗТВП среди докеров-механизаторов после введения порядке дифференцированного проведения периодических медицинских осмотров уменьшилась в 1,3 раза, количество дней нетрудоспособности сократилась в 1,7 раза относительно показателей до введения порядке.

Рис. 6. Эффективность внедрения порядке дифференцированного проведения периодических медицинских осмотров докеров-механизаторов, работающих с опасными грузами

За счет снижения показателя ЗТВП на 12%, наряду с улучшением индивидуального здоровья докеров-механизаторов, отмечался устойчивый экономический эффект, который составил для Мариупольского порта более 5 млн. грн., для Ильичевского (снижение ЗТВП на 9%) — почти 4 млн. грн.